ПРЕДЫДУЩИЙ ПОСТСЛЕДУЮЩИЙ ПОСТ
Эту гитару отдали в ремонт по частям. Отдельно корпус, отдельно струнодержатель, гриф. И струны в мешочке. Корпус тоже сделал попытку разобраться на составляющие - верхняя дека растрескалась, нижняя фанерная дека начала расслаиваться.
Ощупывание внутренних пружин деки тоже не добавило оптимизма - все шатались от усилия пальцев.
Владелец, мужчина в годах, пояснил что гитара зимовала в плохо отапливаемом частном доме. После переезда в квартиру не сразу забрал гитару. Купил взамен новую неплохую гитару из современных, но что-то она не зашла–не то, не нравится. Он попытался реанимировать старую гитару сам, проклеить трещины и приклеить струнодержатель, но неудачно. А потом нашел меня и вручил пакет с частями гитары.
Отделяю дно гитары. М–да, пружины деки практически отпали, самая нагруженная растрескалась. Повеселила пружина с дыркой от сучка, забавно. Фанерные обечайки целые. Дно более-менее, нужно проклеить расслоившийся шпон и подклеить кончики пружин. Фанера более стойко перенесла тяжелые условия.
А вот с верхней декой работы изрядно больше. Отделяю её, убираю пружины и она разваливается на три части. Дека искривлена волнами и края разломов не параллельны, а выгнуты вверх.
Сначала распрямляю деку. Пропариваю и под горячий пресс. Оставляю на сутки вылежатся под гнетом. Затем проклеиваю трещины, от самых мелких к более крупным. Самый гемор вычищать остатки старого клея, цепкий зараза. Далее подгоняю половинки деки, для плотного схождения по всей длине. По чуть–чуть, аккуратно снимая только необходимое. Не хочу делать вставку, попробую скомпенсировать похудевшую деку двойным кантом, а для этого нужно максимально сохранить ширину деки.
Делаю новую пружину взамен треснувшей. Выравниваю плоскости старых. Пружину с выпавшим сучком решил оставить, вдруг именно в ней секрет и дух инструмента)
У струнодержателя выгнута нижняя плоскость. Коллеги пишут, что практически на всех этих гитарах так. Есть версия, делали из недосушенного дерева и со временем и под давлением струн их выгибало. Если втупую шлифовать до ровного, уши точно сошлифуются в ноль. Вклеиваю в яму полоску клена и вывожу в плоскость.
Перед склейкой обдираю с деки старый грязный лак. Подготавливаю к новой лакировке. Эта работа выходит за бюджет ремонта, но решил сделать. Вложить столько усилий в ремонт и в итоге получить некрасивый результат–внутренний перфекционист негодует! Для душевного спокойствия лучше чуть больше заморочиться и сделать хорошо. Приклеиваю сначала верхнюю деку, затем дно гитары.
После сборки корпуса фрезерую глубокую четверть под двойной кант. Ширины деки хватило впритирку. Где-то фреза снимала с края деки буквально микроны. А более толстый кант делать опасно, обечайки узкие. Вклеиваю канты, после срезаю-стачиваю лишнее. Вымеряю позицию бриджа, приклеиваю.
Затем лакировка. Чтобы не отходить от канонов использовал лак нц-62, на фабрике гитара была покрыта чем-то подобным. Ядреная вещь, смею заметить! В покрасочной вентиляция обычно без проблем справляется с запахами ЛКМ, но после нанесения первого слоя этого лака на горизонте смутно замаячили огромные зеленые зайцы, пришлось надеть респиратор. Сын посмеивается надо мной, говорит что я делаю гитары только чтобы потом в покрасочной кумарить. Это, конечно же, неправда!:-)
С грифом ничего не делал, только отскреб грязь и выпрямил загнутые штоки крайних колков. Собираю, ставлю струны, настраиваю…
И знаете, гитара-то звучит хорошо! Звучание насыщенное и яркое. И это на старых струнах. Изначально я несколько скептически отнесся к желанию владельца восстановить гитару. А инструмент оказывается, достойный. Видимо, пружина с выпавшим сучком не просто та… Да что ж я докопался то до этого сучка!
Эпилог. Инструмент реанимирован, владелец доволен. У меня стало чуть больше денег и опыта. Happy end.
P. S. А расположение дырки от сучка по правилу золотого сечения это случайность.